?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Стройка 501-503. Таежный тупик.
stomaster

Все помнят, с каким энтузиазмом раньше в 70-е наша стpана воспpинимала известия о стpоительстве БАМа. Удаpная стpойка, кpатчайший выход к тихооокеанским поpтам, доpога к новым местоpождениям... Hо немногие знают, что у БАМа был своеобpазный севеpный двойник -- Тpансполяpная магистpаль, железная доpога Чум--Салехаpд--Игаpка, удаpными темпами стpоившаяся в 1949-53 и так же быстpо позабытая в последующие годы.

Связать глубоководный моpской поpт в геогpафическом центpе стpаны, в Игаpке, с железнодоpожной системой стpаны -- надо! Облегчить вывоз никеля из Hоpильска -- надо! Дать pаботу сотням тысяч заключённых, пеpеполнивших лагеpя и тюpьмы после
окончания войны -- тоже надо! И на безлюдных пpостоpах тундpы, от Оби и от Енисея навстpечу дpуг дpугу потянулись колонны заключённых. Западная часть -- 501-я стpойка ГУЛАГа. Восточная часть -- 503-я.



В 1949 Советским руководством было принято решение о строительстве полярной железной дороги Игарка - Салехард. Строили дорогу заключенные. Общая запланированная длинна дороги составляет 1263 км. Дорога пролегает на 200 километров южнее Полярного круга. 



Проблемы строительства упирались не только в климатические и географические проблемы - вечную мерзлоту и десятимесячную зиму. Трасса должна была пересечь множество ручьев, речек и крупных рек. Через небольшие реки наводились деревянные или бетонные мосты, через Обь переправа осуществлялась летом - тяжелыми паромами, зимой - по рельсам и шпалам, положенным прямо на лед. Лед для этого специально укреплялся.



Для Северных районов Сибири характерно существование зимников - временных автомобильных дорог, которые прокладываются зимой, после того, как выпадает снег, а многочисленные болота и реки покрываются льдом. Для того, чтобы сделать автомобильные переправы через реки более надежными, места переезда дополнительно замораживают - поливают водой, наращивая толщину льда. Железнодорожные ледяные переправы не просто поливали водой, в них вмораживали бревна, шпалы. Устройство ледовых переправ для железнодорожного транспорта - уникальное изобретение советских инженеров, такого, вероятно, не было ни до, ни после строительства дороги Игарка - Салехард.



Строительство велось одновременно с двух сторон, со стороны Оби - 501 стройка и со стороны Енисея - 503 стройка. 


Торжественное открытие одного из участков дороги. 1952 год.



Вдоль одноколейки по всей трассе на расстоянии 5 - 10 км друг от друга строились лагеря. Эти лагеря стоят до сих пор. Многие из них прекрасно сохранились.



Бежать из лагерей было практически невозможно. Основная дорога - контролировалась охраной. Единственный путь к свободе лежал к Енисею, затем вверх по нему 1700 км до Красноярска или на север 700 км до устья Енисея или до Дудинки и Норильска, которые также строились заключенными и усиленно охранялись.


Лагерь около р. Пензеръяха.





Дверь карцера.



Решетка карцера.



Сохранившиеся котлы с пищеблока.
 



Карцер.







Все необходимое для строительства, от кирпича и гвоздя до паровоза завозилось с материка. Для 503 стройки доставка грузов осуществлялась сначала по транссибирской магистрали железной дорогой до Красноярска, затем вниз по Енисею в летнее время речными судами.




Так же, баржами были завезены рельсы, паровозы, вагоны, дрезины, которые до сих пор стоят в тундре.












В послевоенные годы рельсов в СССР не хватало. Завозились рельсы снятые с действующих направлений. На рельсах и костылях дороги самые различные даты выпуска - начиная с 1879 года.







Завозить приходилось и лес. На широте строительства дороги - тундра и лесотундра, строительного леса нет. Его специально заготавливали южнее и плотами сплавляли вниз по Енисею. В зимнее время, после окончания навигации крупная поставка грузов с материка была невозможна. Навигация на Енисее длится 3-4 месяца. 

Наведение ледовой переправы.









Отсутствие достаточного материального обеспечения заставляла постоянно искать нетрадиционные инженерные и строительные решения. Крыши бараков в лагерях покрыты не шифером или жестью. Для крыш специально раскалывались по ходу волокон древесные чурки. Именно раскалывались, а не пилились. Через 40 лет после строительства такие крыши продолжали выполнять свои функции. 

К 1953 году - году смерти Сталина - силами заключенных было построено более 900 километров одноколейной железной дороги. После смерти Вождя строительство было спешно свернуто. Лагеря, паровозы, мосты, другое имущество просто брошено в тундре. Великая стройка, забравшая жизни более 100 000 человек кончилась провалом.






 









В течение нескольких последующих лет незначительная часть имущества была вывезена, на некоторых участках, примыкающих к Оби и Енисею сняты рельсы. 
В строительство было вложено 42 млрд рублей.

Трансполярная магистраль сегодня. Перегон Салехард—Надым.













Источник: http://www.italia-ru.it/forum/2009/06/23/doroga-smerti-salekhard-igarka-mnogo-fotografii, http://www.avp.travel.ru/501_AK.htm#ИСТОPИЯ 501


Декоративные покрытия, штукатурки: декоративная штукатурка.
Метки:

promo stomaster november 13, 2017 20:03 112
Buy for 50 tokens
Кубок Чемпионата Мира побывает всего в 25 городах России. Посмотреть, повезло ли вам и будет ли ваш город посещать Кубок, можно здесь. В Саратове кубок провел 5 дней - со второго по шестое ноября, и все желающие могли с ним сфотографироваться и просто потусить))) Были конкурсы, пара местных…

  • 1
(Удалённый комментарий)
(Анонимно)
В мае 2013 года проезжал по зимнику Надым Салехард .Проходит он параллельно дороге построенной узниками 501 стройки .Даже спустя десятилетия впечатляют объёмы проделанных работ. Ведь всё это практически вручную рабским трудом многих тысяч заключённых.Я не антисемит но подумалось как памятники сохранены Бухенвальд Освенцим да и многие другие конц лагеря.А здесь где планомерно уничтожался российский народ тишь да гладь!!потому как цель моей поездки не исследование 501 стройки а просто работа такая снимки сделаны на ходу в условиях недостаточной освещённости не обессудьте!!

Уверен, что эта стройка велась не ради умертвления российского народа, а была подчинена общему плану развития страны и освоению труднодоступных районов. И печально то, что Хрущев этот трудовой подвиг просто слил...

(Анонимно)
То есть использование бесплатной силы заключенных (из которых 100 000 тысяч полегли в вечной мерзлоте) - это "подчинение общему плану", а совсем не геноцид??? Ну-ну... В этой связи напрашивается такой вопрос: а бывал ли автор в тех краях зимой?

просто так

(Анонимно)
летом только пешком. 3-й год собираюсь в летний поход... не срастается

(Анонимно)
Мой дед там сидел. По рассказам время было жуткое сажали за любую мелочь. Строил в составе связистов линии эл.связи(типа телефонов).Поездил в санях по тундре.Говорил в то время уже были законники, смотрящие и прочая шваль. Пережил короче дохрена . Но тундра дала свою закалку деду почти 90 слава богу жив и здоров.

(Анонимно)
мой прадед тоже там сидел. умер в 91 году в возрасте 93 лет. оставил много записей с фамилиями. может и ваш дед в этих тетрадках. или он не политический?

(Анонимно)
А сейчас, скажете, не сажают за всякую мелочь??? Ещё хуже, чем тогда! Сталин сажал ВСЕХ воров, вне зависимости от социального положения. А ныне? Если твой малолетний сын, глядя как обжираются его богатые одноклассники, украл булочку в частном магазине - то он вор, и должен сидеть в тюрьме. Зато если ты украл у государства миллиард - то ты "успешный бизнесмен" и будешь управлять государством...

Нормального

(Анонимно)
Я хочу найти нормального адекватного человека, с кем бы могли сложиться отношения.идеала нет, но есть поступки , по которым я и могу судить о мужчине.секс и роль любовницы мне не интересна.Я не корыстна но мне важно чтобы мой мужчина что либо добился в жизни, сама много работаю.

Re: Нормального

(Анонимно)
Обязательно чего то добиваться, а что если просто жить, жить и радоваться каждому дню. Самое главное я думаю, это не добиваться чего то высокого, а просто жить и ценить каждый прожитый день. Представте себе человека который катит в гору тяжелоое колесо,он не думает о том расстоянии которое преодолел, он думает только сколько еще преодолеть надо. А если взять и бросить это колесо, и просто взглянуть на небо, на облака, птиц под облаками, весь мир сразу станет красивей и проще.

(Анонимно)
Тут многие "умники" говорят: зачем было строить столь малотоннажную ж.-д.!? Но мало кто знает, что тогда такими "малотоннажными" было большинство вообще железных дорог тогдашнего СССР. Более "грузоподъёмные" ж.-д. магистрали строили лишь в Центре России и Украине, где не было недостатка ни в материалах, ни в рабочей силе, ни в продовольствии, ни в инфраструктуре, ни в умеренном климате!

(Анонимно)
И ещё одно "мелкое" замечание: а хоть кто-нибудь из причитающих о "страшном сталинском времени" удосужился элементарно сравнить количество зэков на миллион населения при "кровожадным тиране Сталине" и при нынешнем "либеральном лапочке Путине"? Советую это сделать, и вы сильно удивитесь, когда окажется, что при Сталине в тюрягах (ГУЛАГ к ним, кстати, напрямую относится!) сидело в удельном отношении МЕНЬШЕ (!!!) людей, чем сидят сейчас!!! Но сейчас что-то никто (кроме откровенно проплаченных Западом борзописцев) не кудахтает про "кровавый гэбистский режим кровавого диктатора Путина"!

Мелкое замечание.

А ведь эту стройку опять начинают строить.

  • 1