stomaster (stomaster) wrote,
stomaster
stomaster

Categories:

9К79 Точка - SS-21 SCARAB



ДАННЫЕ НА 2011 г. ,
Комплекс 9К79 "Точка", ракета 9М79 / ОТР-21 / 9М79М - SS-21A SCARAB-A / FROG-9
Комплекс "Точка-Р", ракета "Точка-Р" 9М79Р / 9М79ФР
Комплекс 9К79-1 "Точка-У", ракета 9М79-1 / 9М791 - SS-21B SCARAB-B
Комплекс 9К79М (?) "Точка-М" - SS-21C SCARAB-C
 
Дивизионный (тактический) ракетный комплекс. Предварительные НИР велись в КБ Машиностроения под руководством С.П.Непобедимого в 1966-1967 г.г. на базе и после передачи в КБМ техдокументации проекта комплекса "Точка" с ракетой В-614  МКБ "Факел".

В отличие от "Точки" МКБ "Факел" у "Точки" КБМ были изменены крылья, аэродинамические рули, был убран дестабилизатор, изменены другие системы ракеты. 

Полномасштабные НИОКР начаты по постановлению СМ СССР №148-56 от 4 марта 1968 г. Производство ракет - Воткинский машиностроительный завод, опытных СПУ - завод "Баррикады"  (г.Волгоград). Заводские испытания ракеты начаты в 1971 г. (два первых пуска) на полигоне Капустин Яр (пуски с полигонной ПУ разработки КБМ, подготовка к испытаниям начата на полигоне в январе 1970 г.).

Государственные испытания комплекса проводились в 1973-1974 г.г. (Капустин Яр). Серийное производство комплекса начато в 1973 г. на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения. Комплекс официально принят на вооружение приказом МО СССР №0011 в 1975 г. и начал поступать в ракетные дивизионы мотострелковых и танковых дивизий сухопутных войск СССР в 1975-1976 г.г. Модернизация комплекса "Точка" с целью увеличения дальности действия и улучшения точности начата в 1984 г. Испытания комплекса "Точка-У" проводились на полигоне Капустин Яр с августа 1986 г. по сентябрь 1988 г. Климатические испытания проводились в 1989 г. в Забайкальском и Туркестанском ВО.

Комплекс 9К79-1 "Точка-У" принят на вооружение в 1989 г., серийное производство ракет развернуто на Воткинском машиностроительном заводе в этом же году. Комплекс "Точка-У" может применять ракеты комплекса "Точка". В документации к переговорам по Договору о сокращении РСМД ракеты семейства "Точка" именовались "ОТР-21".

Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru/) за помощь в подготовке материалов.
 


Примерные проекции ракет В-611 (ЗРК "Волна"), В-614 "Точка", 9М79 "Точка", 9М79-1 "Точка-У" и разрез ракеты 9М79 (последние три с фугасными БЧ). 17.01.2010 г. рисунок основан на проекциях неизвестного автора с существенными правками размеров, пропорций и модификациями, http://military.tomsk.ru.


Полигон Капустин Яр, работает дивизион комплексов 9К79 "Точка" ("60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946-2006 г.г., ГЦМП "Капустин Яр", 2006 г.)

 


Реконструкция проекций ракет 9М79 "Точка" и 9М79-1 "Точка-У" SS-21 SCARAB. Слева-направо: первые четыре - учебные ракеты "Точка" (белая полоса в хвостовой части), на третьей ракете установлена фугасная БЧ и видно под красной заглушкой иллюминатор оптической системы получения полетного задания ракеты, четвертая ракета - в транспортном положении; пятая и шестая (так же учебная) - ракеты "Точка-У", пятая - остатки боевой ракеты обнаруженные в Грузии в ходе Грузино-Осетинского конфликта в августе 2008 г. (DIMMI (c) 2009 г.)

 

Система управления и наведение - система управления ракеты (разработана в ЦНИИАГ) инерциальная с использованием командно-гироскопического прибора 9Б64 (разработан НПО Электромеханики, г.Миасс), дискретно-аналогового вычислительного устройства 9Б65  (ДАВУ), блока бортовой автоматики 9Б66, блока управления турбогенератором 9Б150 и датчика угловых скоростей и ускорения ДУСУ-1-30В. Для электропитания и работы рулевых машин используется турбогенератор 9Б149.

Командно-гироскопический прибор 9Б64 представляет из себя гиростабилизированную платформу (ГСП) с установленными на ней двумя гироинтеграторами (выполняют функцию акселерометра) и двумя нуль-
индикаторами скорости (для приведения рамы ГСП в горизонт на старте). В нижней части ГСП установлена многогранная призма, которая служит для выставления ГСП на старте с помощью оптической системы пусковой установки. В состав ГСП входят функциональные схемы: трехканальная система силовой
гироскопической стабилизации, двухканальная система приведения ГСП в горизонт (тангажа и рыскания), система азимутального прицеливания ГСП по оси вращения (Y), элементы измерения угловых и линейных параметров движения ракеты. ДАВУ 9Б65 состоит из дискретного (цифрового) вычислительного устройства ДВУ и аналогового вычислительного устройства АВУ. Числа полетного задания (наклонная дальность) вводится в ДВУ в цифровом виде и все расчеты проводятся аналогично классической ЭВМ с фиксированной запятой. Для
передачи чисел в ДВУ применяется параллельный код. По числу адресов ДВУ является 3-х адресной машиной, быстродействие - 5120 операций в секунду.

Управление ракетой осуществляется с помощью аэродинамических решетчатых рулей (электрические рулевые машины 9Б69 - две верхние и 9Б68 - две нижние) на начальном и конечном этапах полета, на активном участке траектории синхронно (на одном валу) с аэродинамическими задействуются так же вольфрамовые газодинамические рули. На конечном этапе траектории ракета по команде радиодатчика высоты совершает пикирование на цель под углом 80 град. Для подрыва БЧ над землей используется лазерный датчик.

Оборудование топопривязки 1Т28 установлено на СПУ, предстартовая проверка ракеты осуществляется встроенной в СПУ наземной контрольно-пусковой аппаратурой 9В390 (с цифровой ЭВМ 1В57, начиная с СПУ 9П129М - 1В57М), наведение ракеты и ввод полетных данных происходит при закрытых створках транспортного отсека с ракетой в горизонтальном положении с использованием системы прицеливания 9Ш129 (настройка командно-гироскопического прибора ракеты производится через иллюминатор оптической системы). Для расчета полетного задания  и расчета угла разворота ГСП используются карты местности скорретированные по результатам аэро- и космической фотосъемки - обеспечение действующих частей такого рода материалами осуществляет Центр космической разведки ГРУ.
В процессе эксплуатации комплекса использовались разные типы ЭВМ 1В57:
1В57-16 - 1В57 с прошивкой для АКИМ 9В819
1В57-15 - 1В57 с прошивкой для СПУ 9П129
1В57М-15 - 1В57М с прошивкой для АКИМ 9В819М

В системе управления ракеты используется "однокоординатный" метод управления дальностью (впервые испытан на ракетах "Онега"), управление происходит и на активном и на пассивном участках траектории полета.
 
Ракета 9М79Р "Точка-Р" - пассивная РЛ ГСН 9Н215 (разработана ЦКБА) с дальностью захвата радиоизлучающей цели не менее 15 км. На ракетной части 9М79М ракет 9М79Р используется ДАВУ 9Б65M с возможностью корректировки курса по данным от ГСН.
 
Ракета "Точка-У" - система управления ракеты построена на новой элементной базе. Информация о возможности  перенацеливания ракеты после старта является вымыслом СМИ. Цифровая ЭВМ в СПУ А15-12-12 (серия "Аргон" с системой команд ЕС ЭВМ).
Командно-гироскопический прибор - 9Б64-1
Дискретно-аналоговое вычислительное устройство - 9Б638
Блока бортовой автоматики - 9Б66-1
Блок управления турбогенератором - 9Б150-1
Датчик угловых скоростей и ускорения - ДУСУ-1-30В
Турбогенераторный источник питания - 9Б185
Рулевые машины - 9Б89 (4 шт)


Для сравнения аналогичные по назначению системы на СПУ комплексов "Ока" (слева) и "Точка-У" (справа). 
 
 
Пусковая установка - СПУ 9П129 / 9П129М / 9П129М1 / 9П129-1 / 9П129-1М (последние две - комплекс "Точка-У", 1989 г. как минимум) на плавающем шасси БАЗ-5921 с одной ракетой разработана КБ завода "Баррикады" (главный конструктор Г.И.Сергеев), производство - завод "Баррикады", производство шасси - Брянский автозавод. Первые две СПУ и одна ТЗМ сданы заводом для испытаний в конце 1971 г. Движитель на воде - водометы. Пусковая установка оборудована теплозащитным контейнером-кожухом для обеспечения температурного режима головной части ракеты. СПУ оборудована средствами жизнеобеспечения для действий на зараженной территории, пуск может осуществляться экипажем из СПУ. СПУ авиатранспортабельна самолетами Ан-22, Ил-76 и с ограничениями самолетами Ан-12Б и Ан-12БП.
 
Отличия СПУ:
9П129 - применяют любые ракеты кроме "Точки-Р"
9П129М / 9П129М1 - могут применять любые ракеты
9П129-1 - применяют любые ракеты кроме "Точки-Р"
9П129-1М - могут применять любые ракеты
 
Колесная формула - 6 х 6
Двигатель (СПУ и ТЗМ) - дизель 5Д20Б-300 мощностью 300 л.с при 2600 об/мин с генераторами Г-1 и Г-2 (тип - ВГ-7500) мощностью по 9 кВт
Длина - 9490 мм
Ширина - 2890 мм
Высота на марше - 2340 мм
Дорожный просвет - 357 мм
Ширина колеи - 2275 мм
База - 2800+2600 мм
Передний свес - 2238 руб
Задний свес - 1848 руб
Радиус поворота - 12 м
Углы подъема-спуска - 78 град.
Угол съезда в воду - до 15 град.
Угол выхода из воды - до 12 град.
Боковой крен - до 20 град.
Углы возвышения направляющий СПУ при пуске - 78 град. (на любую дальность)
Углы горизонтального наведения направляющей СПУ - +-15 град.
Скорость подъема направляющей с ракетой в стартовое положение - 15 с
Масса с ракетой и расчетом - 18145-18200 кг (17945 кг - "Точка")
Запас топлива стандартный - 350 л
Запас хода по шоссе - 650 км
Скорость с ракетой по шоссе - до 60 км/ч
Скорость с ракетой по грунту - до 40 км/ч
Скорость с ракетой по бездорожью - 5-15 км/ч
Скорость с ракетой по воде - 6-8 км/ч (10 км/ч по официальным данным)
Расчет - 3-4 чел
Технический ресурс - 15000 км пробега
Температура эксплуатации - от -40 до +50 град.С
Гарантийный срок эксплуатации - 10 лет (в т.ч. не менее 3 лет в полевых условиях).
 
СПУ 9П129М комплекса "Точка" с ракетой (фото с одной из выставок начала 2000-х годов).
 
ТЗМ комплекса 9Т128 / 9Т218-1 / 9Т218-1М (последние две модификации - "Точка-У") на подобном плавающем шасси БАЗ-5922, снабжена краном, несет 2 ракеты. ТЗМ авиатранспортабельна аналогично СПУ 9П129.
Длина - 9485 мм
Ширина - 2782 мм
Высота на марше - 2373 мм
Масса - ок.18000 кг
Время загрузки ракет на ТЗМ - 22-30 мин
Время перегрузки ракеты на СПУ - 15-30 мин
Грузоподъемность крана - 2-2,7 тонн
Расчет - 2 чел
 
Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1, брезент снят,
боевые части ракет укрыты теплозащитными кожухами.
 
Перевозка и длительное хранение ракет, ракетных и боевых частей ракет осуществляется в транспортных металлических контейнерах 9Я234 (ракеты) и 9Я236 (БЧ). Разрешается хранение в ТЗМ 9Т218. Транспортировку ракет и БЧ осуществляют транспортные машины комплекса 9Т222 или 9Т238 (седельный тягач ЗИЛ-137 или ЗИЛ-137Т, соответственно, с полуприцепом 99511) - 2 ракеты или 4 БЧ. Отличие транспортных машин в тягаче и способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа: 9Т222 – передача гидравлическая, 9Т238 – передача механическая. Для хранения и транспортировки ядерных БЧ используются машины-хранилища – специальная бортовая машина типа НГ2В1 / НГ22В1. Для арсенально-складских работ применяются аэродромно-складские тележки 9Т127 и 9Т133 (для ракет, ракетной части) и  9Т114 (для БЧ). Гарантированный срок хранения ракет с обычными БЧ и ракетных частей - 10 лет (в том числе в полевых условиях - 2 года). ракеты и БЧ могут перевозиться самолетами ВТА и вертолетами Ми-6, Ми-8 и Ми-26.
 
Транспортная машина 9Т238 с контейнерами  9Я234
 
Ракеты 9М79, 9М79М и 9М79-1: количество ступеней - 1 (материал корпуса ракеты - алюминиевый сплав). Боевая часть неотделяемая.

Основные отличия ракетных частей:
9М79 - первый вариант ракет комплекса "Точка"
9М79М - возможность использования с БЧ с пассивной ГСН, на ракетной части используется новый комплект кабелей и новое ДАВУ 9Б65M (ракета 9М79Р "Точка-Р"). Начиная с 1983 г. все ракеты комплекса выпускаются с новым комплектом кабелей.
9М79-1 - ракета с модернизированным РДТТ и увеличенной дальностью ("Точка-У").


Пуски ракет "Точка", предположительно 2009-2010 г.г. (фото из архива Konst, http://www.militaryphotos.net).


Ракета "Точка", предположительно 2009-2010 г.г. (фото из архива Konst, http://www.militaryphotos.net).
 
 
 
Двигатель:
Ракеты 9М79 / 9М79М - РДТТ, однорежимный, топливный заряд - 9Х151, топливо - ДАП-15В - смесевое твердое топливо первого-второго поколения (судя по удельному импульсу). Состав: окислитель - перхлорат аммония, горючее - каучук с аллюминиевым порошком. Сопло двигателя выполнено с использованием силицилованного графита, кремния и вольфрама. Система воспламенения включает в себя два пиропатрона 15Х226 и воспламенитель 9Х249.
Тяга двигателя - 9788 кг
Масса двигателя - 926 кг
Масса топлива - 790 кг
Время работы двигателя - 18,4-28 сек.
Импульс специфический - 2314 Нс/кг
Давление в камере сгорания - 69 кг/кв.см
Удельная тяга / удельный импульс - 236 с (единиц)

Ракета 9М79-1 - РДТТ, однорежимный, топливо - смесевое твердое, окислитель - перхлорат аммония, горючее - каучук с алюминиевым порошком и добавками.
Удельная тяга - около 310-314 с (единиц, предположительно) 
 
Разрезная приблизительная (не точная) проекция двигателя ракеты 9М79 "Точка" (оригинал взят с http://www.b14643.de)
 
Устройство РДТТ ракеты 9М79 "Точка" (Zestaw Rakietowy 9K79. Opis techniczny. Warszawa, Ministerstwo Obrony Narodowej, 1989 г. Польша)
 
Конструкция топливного заряда 9Х151 (1) РДТТ ракеты 9М79 "Точка" с бронировкой пропитанной негорючим составом хлопчатобумажной тканью (2). (Zestaw Rakietowy 9K79. Opis techniczny. Warszawa, Ministerstwo Obrony Narodowej, 1989 г. Польша)
 
Длина:
- 6400 мм (9М79)
- 6407 мм (9М79-1, 6410 мм по др.данным)
Длина ракетного блока:
- 4075 мм (9М79)
- 4085 мм (9М79-1)
Длина БЧ - 2325 мм
Диаметр - 650 мм (все модификации)
Размах крыла и решетчатых рулей:
- 1350 мм (9М79, сомнительные данные)
- 1440 мм (9М79 / 9М79-1)
 
Масса:
- 2000 кг (9М79)
- 2010 кг (9М79-1)
Масса ракетного блока:
- 1518 кг (9М79)
- 1528 кг (9М79-1)
Масса БЧ:
- 482 кг (9М79)
- 480 кг (9М79-1)
Масса топлива:
- 926 кг (9М79)
- 1000 кг (9М79-1)
 
Дальность действия:
- 15-70 км ("Точка" / "Точка-Р" по проекту и реально)
- 20-120 км ("Точка-У" / 9М79-1)
- 185 км (SS-21C)
Скорость полета - 1036 м/с (9М79-1)
Максимальная высота траектории - 26000 м (9М79-1)
Минимальная высота траектории - 6000 м (9М79-1)
КВО:
- 50-200-250 м ("Точка")
- 45 м ("Точка-Р")
- 160-300 м ("Точка-У")
- от нескольких до 50 м - в среднем 15 м ("Точка-У" в ходе выставки IDEX-93, 5 пусков)
- 10 м при дальности 56 км ("Точка-У")
- 165 м ("Точка-У", БЧ 9Н123Ф, дальность 35 км, норматив*)
- 210 м ("Точка-У", БЧ 9Н123К, дальность 35 км, норматив*)
- 200 м ("Точка-У", БЧ 9Н123Ф, дальность 70 км, норматив*)
- 235 м ("Точка-У", БЧ 9Н123К, дальность 70 км, норматив*)
* - норматив = с учетом ошибки в координатах цели не более 100 м и точки пуска не более 80 м
 
Время передачи на ракету команд управления и настройки аппаратуры при пуске (максимальное) - 118 мс
Время пуска после нажатия кнопки "Пуск" - 1-1.2 с
Время пуска из готовности №1 - 2 мин
Время от начала подъема ракеты до пуска - 15 с
Время полета на максимальную дальность - 136 с
Время полета ракеты - 43 - 163 с
Время пуска с марша - 16-20 мин
Время сворачивания установки после пуска - 1.5 мин
Время перезарядки СПУ с ТЗМ - 19 мин
Время хранения ракет в снаряженном виде - до 10 лет
Время хранения в полевых условиях - 2 года
 
Вероятность поражения цели 2 ракетами 9М79Ф - 90%
 
Условия эксплуатации комплекса 9К79 - температура от -40 до +50 град.С, высота местности до 3000 м от уровня моря, скорость ветра до 25 м/с. Кратковременно (до 6 часов) комплекс может эксплуатироваться при температурах до -60 град. С и до +60 град. С. Для применения комплекса не требуются метеоданные (кроме температуры с точностью до 10 град.С).
 
Расход ракет комплекса "Точка" для поражения разных типов целей:


Боевые части
: "Точка"/"Точка-У" (ракеты 9М79 / 9М79-1, соответственно), "Точка-Р":
 
- ракета 9М79Б / 9М79-1Б - БЧ 9Н39 с ядерным боевым блоком АА-60, мощность 10 кт; учебно-тренировочный вариант - 9Н39-УТ;
 
- ракета 9М79Б1 - ядерная БЧ особой важности 9Н64 с боевым блоком АА-86, мощность  до 200 кт по одним и 100 кт по др.данным; учебно-тренировочный вариант - 9Н64-УТ (идентификация наименования БЧ предположительная);
 
- ракета 9М79Б2 - ядерная БЧ особой важности АА-92, поступила на вооружение вероятно после 1988 г. ( не упоминается в техописании комплекса 1988 г. издания в отличие от остальных);
 
- ракета 9М79Ф / 9М79-1Ф - осколочно-фугасная БЧ сосредоточенного действия 9Н123Ф / 9Н123Ф-1 - в составе неконтактного взрывательного устройства БЧ 9Э118 имеется радиодатчик, который на высоте 450 м (+-50 м) дает команду на доворот ракеты в пикирование под углом 80 град. (+-5 град.). Для компенсации угла наклона траектории пикирования заряд фугасной боевой части развернут отностительно оси корпуса БЧ на угол 10 градусов. Подрыв фугасной БЧ осуществляется на высоте 15 +-6 метров по команде от лазерного датчика (оптика - "Зенит"). Предохранительно-исполнительный механизм 9Э117 представляет из себя электромагнитное устройство с 2-мя ступенями предохранения - первая ступень снимается в момент пуска ракеты (т.е. после нажатия кнопки “Пуск”); вторая ступень снимается на заданной высоте  конечного отрезка траектории (18 - 4 км в зависимости от дальности пуска) по команде от системы управления. Учебно-тренировочный разрезной макет БЧ - 9Н123Ф-РМ;  габаритно-весовой макет БЧ -  9Н123Ф-ГВМ.
Диаметр БЧ - 650 мм
Масса БЧ - 482 кг
Масса ВВ (ТГ20 - тротил гексоген) - 162.5 кг
Количество осколков - 14500 шт
Типы осколков:
1 группа - массой 20,6 гр. – 6000 шт.
2 группа - массой 10 гр – 4000 шт.
3 группа - массой 5,47 гр – 4500 шт.
Площадь поражения - 2-3 га
 
Боевая часть 9Н123Ф (цифрами обозначены - 1 - неконтактное взрывательное устройство 9Э118 с радиодатчиком 9Э326 и лазерный датчиком; 2 - корпус 9Н310; 3 - корпус фугасного заряда; 4 - заряд; 5 - стекловолокно; 6 - полуготовые боевые элементы; 7 - предохранительно-исполнительный механизм 9Э117 с двумя контактными датчиками 9Э128 (Zestaw Rakietowy 9K79. Opis techniczny. Warszawa, Ministerstwo Obrony Narodowej, 1989 г. Польша)
 
- ракета 9М79К / 9М79-1К - кассетная БЧ 9Н123К включает в себя 50 осколочных суббоеприпасов 9Н24 массой по 7.45 кг, масса ВВ А-IX-20 - 1.45 кг (корпус суббоеприпаса состоит из 18 колец); подрыв центрального заряда и вскрытие БЧ инициируется радиодатчиком 9Э326 на высоте 2250 м. Учебно-тренировочный разрезной макет БЧ - 9Н123К-РМ; корпус БЧ - 9Н311;
Длина БЧ - 2325 мм
Диаметр БЧ - 650 мм
Масса БЧ - 482 кг
Количество осколков - 15800 шт
Количество осколков в одном осколочном элементе - 316 шт
Масса осколка - 7 грамм
Площадь поражения - 3,5-7 га
Осколочный элемент взрывается при угле встречи с препятствием от 25 до 90 градусов либо через 32-60 секунд после подрыва кассетной БЧ.
 
Боевая часть 9Н123К. Цифрами обозначены: 1 - радиодатчик 9Э326, 2 - контактный взрыватель 9Э237 осколочного элемента, 3 - осколочный боевой элемент 9Н24, 4 - корпус БЧ 9Н311, 5 - центральный заряд 9Х34, 6 - предохранительно-исполнительный механизм 9Э117, 7 - средство стабилизации боевого элемента (Zestaw Rakietowy 9K79. Opis techniczny. Warszawa, Ministerstwo Obrony Narodowej, 1989 г. Польша)
 
- химические - моноблочная и кассетная - разработка химических БЧ для ракет "Точка" начата по постановлению СМ СССР №788-257 от 14 сентября 1970 г.
 
- ракета "Точка-Р" 9М79Р / 9М79ФР / 9М79-1ФР (первые две - ракетный блок 9М79М, третья - 9М79-1) - осколочно-фугасная БЧ 9Н123Ф-Р / 9Н123Ф-Р2 / 9Н123Ф-Р3 с пассивной РЛ ГСН 9Н215, площадь поражения более 2 гектаров (20000 кв.м). Есть предположение, что модели Р2 и Р3 отличаются тем, что одна из них предназначена для поражения импульсно работающих РЛС, а другая - для постоянно излучающих. Если при подготовке к пуску не установлена частота излучения цели, то боевые части работают как обычные фугасные БЧ.
- БЧ 9Н123-УТ / 9Н123К-УТ / 9Н123Ф-УТ / 9Н123Ф-Р2-УТ / 9Н123Ф-Р3-УТ -  учебно-тренировочные боевые части ракет комплексов "Точка" и "Точка-У" с разными типами БЧ.
 
- БЧ 9Н123-УТ / 9Н123К-УТ / 9Н123Ф-УТ / 9Н123Ф-Р2-УТ / 9Н123Ф-Р3-УТ -  учебно-тренировочные боевые части ракет комплексов "Точка" и "Точка-У" с разными типами БЧ.

 
Состав комплекса "Точка-У":
- СПУ 9П129-1 / 9П129-1М
- ТЗМ 9Т218-1 / 9Т218-1М
- Транспортная машина 9Т238 (тягач ЗИЛ-137Т или ЗИЛ-4401 с полуприцепом 99511) - перевозит 2 ракеты или 4 БЧ;
- Автоматизированная контрольно-испытательная машина (АКИМ) 9В818-1, 9В819-1 (шасси ЗИЛ-131) или 9В820-1
- Машина техобслуживания 9В844 / 9В844М (шасси ЗИЛ-131)
- Командно-штабная машина Р-145БМ на шасси БАЗ-5921/5922 (с радиостанциями Р-130, Р-111, Р-123)
- Комплект арсенального оборудования 9Ф370-1
- Учебные средства, контейнеры для хранения и перевозки ракет, складские и прочие средства аналогичны комплексу "Точка".

Комплекс "Точка-Р" представляет из себя сочетание СПУ 9П129М / 9П129М1 / 9П129-1М с ракетами 9М79Р / 9М79ФР / 9М79-1ФР.

Кроме того для обеспечения эксплуатации комплексов "Точка" и "Точка-У" использыются агрегаты и технические средства:
Тренажеры
- 9Ф625 - комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
- 2У43 - тренажер пульта управления мех.-вод. ПУ.
- 2У420 - тренажер оператора.
- 2У41 -тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
- 2У413 – тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.
В технических подразделениях:
- краны 9Т31М1
- обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М
- и др. техника.

Степени готовности комплексов "Точка" и "Точка-У":
- Готовность 5 - ракетные блоки проверены и находятся на транспортной машине 9Т238 или ТЗМ 9Т218 или на СПУ 9П129. Срок нахождения в готовности - 10 лет в закрытом помещении или 2 года в полевых условиях.
Временной норматив приведения в готовность - 21 мин (27 мин при использовании ядерных БЧ)

- Готовность 4 - БЧ присоеденины к ракетным блокам, ракеты проверены и находятся на ТЗМ 9Т218 или на СПУ 9П129. Срок нахождения в готовности - 2 года.
Временной норматив приведения в готовность - 23 мин

- Готовность 3 - ракеты с БЧ на СПУ 9П129 находящейся в походном положении в расположении ракетной бригады. Координаты цели неизвестны. Срок нахождения в готовности - 2 года.
Временной норматив приведения в готовность - 20-30 мин
Временной норматив на пуск ракеты из готовности - 17 мин после заезда на стартовую позицию

- Готовность 2 - ракеты с БЧ на СПУ 9П129 находящейся на стартовой позиции, опоры СПУ на земле, топопривязка произведена, ракета проверена средствами СПУ, координаты цели неизвестны. Срок нахождения в готовности - 6 месяцев.
Временной норматив приведения в готовность - 2-3 мин
Временной норматив на пуск ракеты из готовности - 4.5 мин

- Готовность 1 - ракеты с БЧ на СПУ 9П129 находящейся на стартовой позиции, опоры СПУ на земле, топопривязка произведена, ракета проверена средствами СПУ, автономные источники питания СПУ включены, начата подготовка к старту ракеты. Срок нахождения в готовности - 180 часов циклами по 3 часа с паузами по 25 минут или 6 часов без перерыва.
Временной норматив на пуск ракеты из готовности - 2 мин 20 с
   
Модификации:
Комплекс 9К79 "Точка", базовый ракетный блок 9М79 или 9М79М (1971 г.) - варианты комплектации ракеты боевыми частями - 9М79Б / 9М79Б1 / 9М79Ф / 9М79К - первая серийная модификация.

Комплекс "Точка-Р", ракета "Точка-Р" 9М79Р / 9М79ФР / 9М79-1ФР, базовый ракетный блок - 9М79М или 9М79-1 (1983 г.) - НИОКР модификации с пассивной РЛ-ГСН для наведения на радиоизлучающие цели начаты по решению военно-промышленной комиссии 1 апреля 1971 г. Войсковые испытания комплекса и принятие на вооружение - 1983 г. От ракет комплекса "Точка" отличается боевой частью с пассивной РЛ ГСН 9Н915 и применяется с ракетной частью 9М79М ("Точка-У" - с ракетной частью 9М79-1). Могут применяться так же любые стандартные боевые части. Может применяться с СПУ 9П129М ("Точка"), 9П129М1 и 9П129-1М ("Точка-У"), проверка ракет осуществляется АКИМ 9В819М и 9В819-1.
Комплекс 9К79-1 "Точка-У", базовый ракетный блок 9М79-1 (1986 г.) - усовершенствованный вариант комплекса "Точка" (увеличена дальность и точность - вероятно изменен состав топлива РДТТ и используется более современная элементная база в электронных системах). Испытания комплекса проводились на полигоне Капустин Яр с августа 1986 г. по сентябрь 1988 г. Варианты ракет по типам БЧ - 9М79-1Б, 9М79-1Ф, 9М79-1К, 9М79-1ФР и др (см.выше - Боевые части).
 
Ракета 9М79Б-УТ / 9М79Ф-УТ / 9М79К-УТ - учебно-тренировочные ракеты комплекса "Точка"; учебно-тренировочные ракеты производятся с использованием корпуса и механических деталей боевых ракет, вместо топлива устанавливаются макеты, вместо пиропатронов - имитаторы, приборы управления и электрика - реальные рабочие.
Ракета 9М79М-УТ - учебно-тренировочная ракета комплекса "Точка" с базовым ракетным блоком 9М79М;
Ракета 9М79-УР - учебная разрезная ракета комплекса "Точка";
Ракета 9М79-ГВМ / 9М79М-ГВМ - габаритно-весовые макеты ракет комплекса "Точка" (вторая с ракетным блоком 9М79М); габаритно-весовые макеты ракет производятся с использованием корпуса и механических деталей боевых ракет, вместо топлива устанавливаются макеты, вместо пиропатронов и приборов - макеты, электропроводка - от боевых ракет.
Ракета 9М79-1-УТ - учебно-тренировочные ракеты комплекса  "Точка-У";
Ракета 9М79-1-УР - учебная разрезная ракета комплекса "Точка-У";
Ракета 9М79-1-ГВМ - габаритно-весовой макет ракеты комплекса "Точка-У"
 
Комплекс 9К79М (?) "Точка-М" (1997 г.) - по западным данным начиная с 1990-х годов ведется разработка еще более дальнобойной и точной версии комплекса. Упоминания в прессе есть по состоянию как минимум на ноябрь 1997 г. Других данных пока нет.
 
Самоходная пусковая установка 9П129М ОТР "Точка"
 
Транспортно-заряжающая машина 9Т218 ОТР "Точка"


Транспортная машина 9Т238


Компоновка ракеты "Точка" / "Точка-У" (схема с сайта http://rbase.new-factoria.ru)

 



Установка "Точка-У" с ракетой "Точка" 152-й РБР на стрельбах на полигоне Павленково в Калининградской области, 08.10.2009 г. (фото из архива Konst, http://www.militaryphotos.net).
 
Tags: Оружие
Subscribe
promo stomaster november 13, 2017 20:03 113
Buy for 50 tokens
Кубок Чемпионата Мира побывает всего в 25 городах России. Посмотреть, повезло ли вам и будет ли ваш город посещать Кубок, можно здесь. В Саратове кубок провел 5 дней - со второго по шестое ноября, и все желающие могли с ним сфотографироваться и просто потусить))) Были конкурсы, пара местных…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments