stomaster (stomaster) wrote,
stomaster
stomaster

56 лет Ситроен ДС



Специально ли было задумано или случайно так получилось, но индекс DS созвучен французскому слову deesse - «богиня». Так эту машину и прозвали.  На самом деле, аббревиатура DS означает desiree special, "особый заказ". Кстати, во французском языке слово «автомобиль» - как la voiture, так и l`automobile - женского рода... 

Работы над новым большим Ситроэном начались еще до войны, а первые ходовые прототипы были построены в 1946 году. Машина изначально задумывалась как нечто из ряда вон, поэтому ее создателям – главному конструктору Андре Лефевру (1894-1964) и инженеру-подвесочнику Полю Маже(1908-99) – приходилось преодолевать массу технических проблем,
создавая сотни ноу-хау. В чем была главная идея будущего шедевра?

Ее сформулировал еще сам Андре Ситроэн: высокая средняя скорость на маршруте достигается не за счет резких ускорений, а за счет устойчивости на дороге и правильной настройки рулевого управления, что снижает физическую и психологическую нагрузку на водителя. А хорошая аэродинамика должна обеспечивать приличную "максималку" даже при слабом моторе.






То, что мотор будет не ахти, Лефевр знал сразу. Уже тогда бензин во Франции был дорогим, и машина должна была его экономить. Но Лефевр не был бы Лефевром, не попытайся он придумать чего-нибудь эдакого. Так вот, для DS разработали уникальный оппозитный мотор о шести цилиндрах в двух вариантах – с жидкостным и водяным охлаждением. За четверть века до шестицилиндрового Porsche 911! От этого двигателя отказались буквально в последний момент – за год до премьеры машины – по причине неудовлетворительных мощностных и моментных характеристик.

Взамен DS оснастили рядной 1.9-литровой "четверкой" конструкции Жоржа Сентурэ. Его 75 силенок тоже было маловато, но весил он меньше. А борьба за вес шла нешуточная: кузов машины был выполнен по типу монокок, капот – из алюминия, а крыша – из стеклопластика.





И по сей день лучшие эксперты в области дизайна не могут разгадать, что именно неподвластное остальным уловил 50-летний скульптор и архитектор. Скажем, окончательно решенная им в 1953 году planche de bord, приборная панель Сitroёn DS, созвучна современной архитектурной манере, в которой творят Норман Фостер и Сантьяго Калатвара.





Премьера состоялась в октябре 1955-го на Парижском автосалоне. Франция тогда строила лишь простенькие малолитражки на непритязательный вкус, и новый «Ситро-ен-DS19», вращающийся на стенде посреди зала, действительно показался публике чем-то неземным.




 «Космический» кузов автомобиля казался единым целым, но изготавливался из отдельных навесных панелей, крепившихся к цельносварной стальной пространственной конструкции, основным силовым элементом которой служило днище с мощными коробчатыми порогами и поперечинами. Причем задние крылья для удобства доступа к колесам крепились единственным болтом!

Колёса, кстати, были тоже закреплены, весьма, необычно - одной большой гайкой посредине. Сверху объем замыкали дверные рамы и обвязочный брус крыши. Впервые в массовом автомобилестроении инженеры Citroёn применили кузовные панели из алюминия, выполнив из них капот, крышку багажника и двери.



А для крыши они использовали... пластик для понижения центра тяжести! Нестандартные материалы позволили снизить вес машины и обеспечить отменные аэродинамические показатели. Коэффициент аэродинамического сопротивления DS19 оказался 0,3 - ниже, чем даже у Porsche 911!



Премьера состоялась в октябре 1955-го на Парижском автосалоне. Франция тогда строила лишь простенькие малолитражки на непритязательный вкус, и новый «Ситро-ен-DS19», вращающийся на стенде посреди зала, действительно показался публике чем-то неземным. Тем более что представляла его и позировала на рекламных фотографиях легенда кинематографа - сама Бриджит Бардо! Лишь за первые 45 минут работы салона поступило 749 заявок на DS, а через 10 дней, к закрытию выставки,
их было 80 тысяч. Серийный выпуск седана начался летом 1956 года, а четыре года спустя покупателям предложили кабриолет.







В 1958-м президент Шарль де Голль пересадил на черные DS всех министров, префектов и мэров. Авторитет модели от этого возрос, но она не стала официозным символом, как, например, черная «Волга» в СССР.













В знаменитой трилогии о приключениях Фантомаса она летает, как реактивный самолет.









В фильме «Мозг» ее разрубают шлагбаумом пополам, после чего она продолжает ехать, а в «Приключениях раввина Якоба» DS плывет вверх колесами не хуже катера. Согласитесь, такое можно проделывать только с неординарной и любимой вещью! Между тем Богиня продолжала совершенствоваться. В 1965 году компания «Ситроен» приобрела старейшую французскую автомобильную фирму «Панар», и решено было сделать фары раскосыми, «заглядывающими за поворот», как у «Панар-24». 



Такой автомобиль пошел в серийное производство в августе 1967-го. Два года спустя появилась инжекторная версия двигателя 2,1 л, а в 1973-м - самая мощная, тоже впрысковая, объемом 2,3 л.

В 2005 году каждый уважающий себя автомобильный (да и не только автомобильный) журнал написал о DS. 50 лет, юбилей, прекрасный информационный повод. Но трудная задача стояла перед журналистами - попробуйте придумать что-то новое, когда за годы существования DS фирма Citroen столько выпустила креативной рекламы, автомобильные историки и критики успели написать обо всем, что связано с этой моделью.



































Citroën DS в хронологии.

  1955 Премьерный показ на Парижском автосалоне.

DS19, 1911cм3 четырех-цилиндровый двигатель, сделанный на базе двигателя
Citroen Light 15 Traction Avant. Центральная гидравлическая система,
управляющая тормозами, рулевой рейкой и переключением передач.

1956 Начало производства DS19 на заводе Citroen в Slough (Англия).

1957 Выпуск ID19, который является по существу DS19, но с упрощенной
гидравликой, без гидравлического привода коробки передач, рейка без
гидроусилителя. Отличался и двигатель (естественно не в лучшую сторону),
использовалась упрощенная тормозная система. Интерьер менее роскошный
по сравнению с DS. Заднее стекло изготавливалось из пластика.

1958 DS Prestige с перегородкой между передними и задними сиденьями.

ID Break (estate) показан на Парижском автосалоне, наряду со сделанным
по особому заказу кабриолетом от кузовного ателье Henri Chapron.

1959 Один из самых ранних MPVs поражает публику - представлен семиместный Safari

1961 Автомобили кузовного ателье Henri Chapron ID19 и DS19 добавлены в
каталоги дилеров Citroen. Кроме того, DS19 получает новую приборную
панель.

1962 Рестайлинг передней части всех моделей автомобилей. Заводской
кабриолет ID19 получает двигатель DS19, и рулевая рейка с
гидроусилителем опционально устанавливается на ID19.

1963 DS получает ручную коробку передач.

1964 Представлена модель Pallas, люксовая версия DS19.

1965 Двигатели новой конструкции, двух объемов - 1985 cм3 и 2175 см3.
Они устанавливались на DS19a и ID19 Break, и на DS21и ID21 Break
соответственно.

ID19 продолжает выпускаться с двигателем 1911 см3 в течении еще одного года.

1966 Сворачивается производство в Citroen на заводе Slough.

1967 Рестайлинг передней части, появляются сдвоенные фары под общим стеклом.

1968 DS20 заменяет DS19, и ID20 появляется как модель, отдельная от
ID19. Мощность двигателей DS21 и ID21Break доведена до 115 л.с.

1969 Представлена версия DS21 с впрыском топлива, мощностью 139 лс.,
получивший во Франции индекс DS21 EFi, для остальной части мира это был
DS21 IE.

В конце линейки моделей появляеются - DSpecial, который является обновленным ID19 и DSuper, основанный на ID20.

Все автомобили получают новую приборную панель.

1970 Новая пяти-ступенчатая ручная коробка передач опционально может устанавливаться на на DS21, DS21IE и DSuper.

1971 На все автомобили DS/ID устанавливаются фары, поворачивающиеся
вместе с передними колесами, но только на автомобилях с гидроусилителем
руля.

На DS21 в качестве опции можно выбрать кондиционер и автоматическую коробку передач.

1972 год был богат на премьеры: Появляется преемник топовой модели DS21 -
DS23. Двигатель 2347cc, устанавливаемый на DS23 впоследствии будет
устанавливаться на первые СХ.

Вершиной модельного ряда становится DS23 EFi, со 141 л.с. D Super5
также выпущен в 1972 году, это усовершенствованная модель DSuper, но с
пятиступенчатой коробкой передач и двигателем объемом 2175 см3. DSuper с
двигателем 1985 см3 с четырех-ступенчатой коробкой передач в качестве
опции мог оснащаться и пяти-ступенчатой КПП.

1975 24 апреля выпущен последний серийный Citroen DS.

Итоги:

Всего, за 20 лет было выпущено 1.455.746 авто,

Из них во Франции (Paris) - 1.330.755

Еще DS/ID производились в:

Бельгии (1955-1969) - 97.776,

Англии (Slough, 1956-1966) 8.667,

ЮАР (Natalspruit и позднее Port Elizabeth),

Австралия (West Heidelberg),

Португалия,

Мексика,

Югославия.

Возможно также сборка производилась и в Китае, Индонезии и Родезии (теперь Зимбабве)

Citroën DS бил подарен Шарлем де Голлем Юрию Гагарину во время своего визита в СССР.

«Богиня» спасла жизнь Шарлю де Голлю во время покушения террористов в 1962 году: несмотря на 12 пуль, попавших в машину, и простреленные колеса, Благодаря уникальной подвеске DS сумел сохранить равновесие и уйти от обстрела.


P.S. Прошло 55 лет с момента появления Citroën DS. Интерес к этому автомобилю не падает, хотя он уже и не выпускается, и на дорогах их все меньше и меньше. Сегодня Citroën DS можно купить во Франции начиная от 200 евро (рухлядь, гора металлолома), 2000-4000 нормальне, на ходу и заканчивая 25-30 тысячами (ристалинговые, тюнинговые). Мне не довелось посидеть за рулем Citroën DS, но непременно при случае проедусь.
Tags: Авто
Subscribe
promo stomaster november 13, 2017 20:03 113
Buy for 50 tokens
Кубок Чемпионата Мира побывает всего в 25 городах России. Посмотреть, повезло ли вам и будет ли ваш город посещать Кубок, можно здесь. В Саратове кубок провел 5 дней - со второго по шестое ноября, и все желающие могли с ним сфотографироваться и просто потусить))) Были конкурсы, пара местных…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments