stomaster (stomaster) wrote,
stomaster
stomaster

Лучшие компьютерные игры 90-х / часть 4 /

Лучшие компьютерные игры 90-х / часть 1 /

Лучшие компьютерные игры 90-х / часть 2 /

Лучшие компьютерные игры 90-х / часть 3 /

Starcraft (1998)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

Близзардовцы сделали Warcraft и Warcraft II как альтернативу техностратегиям того времени и добились успеха. После лидерства в фэнтези-стратегиях теперь им ничего не мешало попробовать сделать и собственную хайтек-стратегию. И этой игре было суждено стать самой известной стратегией в мире. В списке самых продаваемых игр Starcraft со своими 11 миллионами проданных копий уступает только серии The Sims.

Для оценки популярности Starcraft можно вспомнить лишь один факт: в него играли 12 лет, вплоть до 2010 года, пока не вышел Starcraft II, который сменил первую часть на посту лидера. Объективно говоря, компания Blizzard с ее тремя мирами — Warcraft, Diablo и Starcraft — первенствует в жанрах стратегии и RPG. Одна из немногих легендарных компаний 90-х, которая не только не потеряла славу, но и преумножила ее. Так что их перфекционизм и отсутствие сроков выхода при разработке игр (их знаменитая фраза «when it’s done» — то есть игра выйдет, когда будет готова) стали ключом к успеху.

Нововведений в Starcraft было предостаточно: например, показательный нюанс — круглые, а не привычные квадратные рамки при выборе зданий или юнитов, или новый тип строения для стратегий — бункер у Терранов — оборонительное здание, из которого бойцы вели огонь. У меня до сих пор не укладывается в голове, что палитра Starcraft ограничена 256 цветами — глядя на игру (например, взрывы), трудно в это поверить, и это еще раз доказало, что графика не имеет первостепенного значения. Разработчики умудрились придумать три совершенно разные расы и при этом соблюсти баланс сил (хотя, думается мне, что Зерги в первом Starcraft все же перекачаны :))

Продолжение StarCraft: Brood War вышло в том же 1998 году, Starcraft породил фактически новый жанр DotA, а о том, как рубились и продолжают рубиться в Starcraft на просторах Battle.net’а, можно и не говорить.

 

Interstate ’76 (1997) и Interstate ’82 (1999)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

Скрестить автосимулятор с шутером, и сделать это в стиле ретро оказалось отличной идеей. От автосимуляторов — большой выбор автомобилей и возможность апгрейда, от шутеров — большой выбор оружия, и самое главное — стильная атмосфера: модные ретро-автомобили, кинематографичные вставки (жаль модели героев казались «деревянными»), сюжет, озвучка, специально написанный саундтрек, преступники-романтики, хайвеи…

Серия Delta Force

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

В 90-х вышло три части (первая в 1998 году), а в 2000-х еще 5 частей (6-я в разработке) этого тактического шутера. Его популярность показала, что тренд интереса геймеров смещается от шутеров в фантастическом мире к шутерам, приближенным к реальности.
Тут дают понять, что привычные до этого FPS так же нереальны как боевики-блокбастеры, а в суровой жизни спецподразделения все иначе. Так что мы начали привыкать к осторожности, наблюдать через оптический прицел, передвигаться ползком, не стрелять без необходимости, оглядываться назад, и в целом привыкать к роли спецназовца в самых разных уголках мира, а по сети было здорово устраивать поединки снайперов.

Commandos (1998)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

Времена Второй мировой, мы управляем целым спецподразделением, у каждого члена отряда своя специализация (десантник, снайпер, морпех, сапер, шпион и шофер) и национальность. Получилась тактическая stealth-стратегия. До этого нечто похожее было в Jagged Alliance, там также каждый член отряда был личностью, но тут все в реальном времени и без ролевой составляющей, а с нацеленностью на action. Изучаем маршруты патрулей, бесшумно убиваем фашистов, взрываем здания, управляем разным транспортом — в общем, делаем все, что полагается спецназу. Миссии по всему миру — от Норвегии до Африки, некоторые из них были основаны на военных фильмах.
Игра породила целую успешную серию — в 2000-х вышло еще три части.

Unreal (1998) и Unreal Tournament (1999)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

Unreal делали долго и тщательно, поэтому он конкурировал уже не с первым (с которым следовало бы), а со вторым Quake. Игры похожи, тем не менее, более именитый конкурент не вытеснил Unreal — игроки оценили мрачный (порой вообще ничего не было видно) инопланетный мир, да и движок у Unreal был более продвинутым. Если Quake был демоническим, то Unreal скорее космический.

Unreal Tournament выпустили одновременно с Quake III, поэтому игроки рубились в оба. В каждой были свои «фишки», в первую очередь, это касается разнообразия оружия. В 2003 году вышел Unreal II, но об этом мало кто помнит, а вот серия Unreal Tournament продолжает развиваться, видимо, стоит ждать очередной части.

Их тех времен вспоминается еще один шутер — Turok, запомнившийся своей красивой графикой и оригинальной идеей охоты на динозавров (серия Turok успешна и жива до сих пор).

Thief (1998) и Thief II (2000)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

Так уж получилось, что шутер — один самых популярных жанров, и конкуренция там жесточайшая до сих пор. Чтобы успешно соперничать с другими, нужно выдумывать новые идеи. В 90-х все же было полегче: далеко не все идеи были реализованы, а вот сейчас разработчикам шутеров приходится туго.

Thief стал родоначальников нового жанра — stealth-шутеров. Обычно мы палили вовсю из пулеметов и ракетниц, тут же мы получали удовольствие от того, что бесшумно крались, тихо вырубали охранников, гасили факелы водяными стрелами, выглядывали из-за угла и воровали особо ценные вещи. Атмосферные ролики добавляли шарма игре, и мы уже представляли себя настоящим членом гильдии элитных воров.

Battlezone (1998) и Battlezone II (1999)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

Первый и единственный(?) гибрид стратегии и шутера (да еще и симулятора впридачу) — «RTS от первого лица». Вы строите базу и руководите юнитами, как в обычных стратегиях, но одновременно с этим вы можете управлять любым видом военной техники. Из юнита можно выйти и побродить пешком (как в GTA), залезть в другой, свой или вражеский, например, выбив пилота из снайперской винтовки. А можно залезть в бункер и обозревать поле боя со спутника — как в обычной стратегии. Особенно здорово было играть по сети.

Grand Theft Auto (1997) и Grand Theft Auto 2 (1999)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

Основы культовой криминальной игры 2000-х (третья часть GTA заняла 2-е место в нашем голосовании за лучшую игру после Half-Life 2) были заложены еще в 90-х (да и корни игры Mafia тоже растут из GTA). Сменив перспективу, GTA стала настоящим хитом (кстати, то же самое можно сказать про Postal).
Жанр трудно определить, скорее, это смесь жанров: это и шутер, и автосимулятор, и квест. GTA еще в первых частях подарила нам свободу действий: да, у нас были миссии и поручения, но мы сами выбирали путь их выполнения, и никто не мешал нам пожить в городе своей жизнью — погонять на машинах, искать секреты или убивать мирных жителей — это был выбор игрока.

Baldur’s Gate (1998) и Baldur’s Gate II (2000)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

Большой и проработанный мир Baldur’s Gate стал воплощением классических ролевых игр в изометрическом виде. Сюжетные задумки тоже классические — играем за начинающего волшебника и боремся с злодеем за трон.
Игра стала первой в своем роде и последующие подобные игры делались с оглядкой на BG. Если и можно сравнить ее с ранее вышедшими ролевыми играми от третьего лица, то разве что только с Fallout или Ultima VIII. В отличие от Diablo, тут нет ограниченности мира и нацеленности на action, а все по классическим законам Advanced Dungeons & Dragons.

Играли мы не только за главного персонажа, а за целую команду, которая набиралась к вам в компанию и помогала вам. Революционное нововведение — совмещение в боях пошагового режима и режима в реальном времени — сражались мы все же в реальном времени, но могли нажать «паузу», подумать и назначить персонажам новые действия.
По следам Baldur’s Gate последовали две части похожей Icewind Dale, а в 2000-х наследником стала знаменитая Neverwinter Nights.

System Shock (1994), System Shock 2 (1999) и Deus Ex (2000)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

Поклонников киберпанка порадовали, да еще и как — совместили шутер с ролевой игрой. И это все в далеком 1994 году, когда и большинства знаменитых шутеров то не было. Мрачная космическая атмосфера (System Shock можно считать одним из первых хоррор-шутеров), чувство одиночества, возможность внедрения в киберпространство, большой выбор оружия и предметов, головоломки, e-mail’ы, логи, во второй части — полноценная ролевая система с характеристиками/умениями и предметами их меняющими, инвентарь.

Масса инновационных идей не была оценена по достоинству — то ли идей было слишком много, то ли игра опередила свое время — в итоге обе части были коммерчески неуспешными, тем не менее, игра приобрела статус культовой, такая ситуация, впрочем, не редкость в мире комьютерных игр.

Наследницей System Shock (а также игры Thief) в 2000 году стала не менее культовая Deus Ex: также киберпанковский мир, влияем на ход сюжета своими действиями, ролевые и stealth-элементы, диалоги, отличный саундтрек от Straylight. В 2003 году вышла вторая часть, а третья сейчас в разработке.
В 2007 и в 2010 вышли BioShock и BioShock 2 (третья часть в разработке), в которых возродились идеи System Shock.

Homeworld (1999)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

Часто в фильмах на тему космоса показывают впечатляющий вид на звезды, планеты или на проплывающие корабли. В эти моменты вы и чувствуете истинную атмосферу этого бездонного космического пространства. Вот такую атмосферу и удалось воплотить в Homeworld — ну и кроме того, это ведь была космическая RTS, и не в том смысле как Starcraft, а по-настоящему, то есть сражения прямо в космосе, да еще и в 3D.
Вторая часть вышла в 2003 году, а третью ждем до сих пор.

Planescape: Torment (1999)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

Самая ролевая из ролевых — так можно назвать эту игру. В диалогах около 1 миллиона слов. Здесь нет шаблонов: сражаться почти необязательно, не нужно спасать мир от очередного злодея, нет привычной экипировки, нет классического разделения на добро и зло. Все, что вам нужно,- это вспомнить, кто вы, путешествуя по мрачному причудливому миру. Игра наталкивает на философские мысли о жизни и смерти — это игра со смыслом, а не только для развлечения.

Aliens versus Predator (1999)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

В этом шутере была реализована давняя мечта: поиграть за персонажей из культовых фильмов — и за Чужого, и за Хищника, а также человека. При этом были реализованы все «фишки» из фильмов (отдельное спасибо за звуки) — и тепловое зрение Хищника, и бегание по стенам Чужого. При этом игра за разных персонажей индивидуальна, так что AVP интересно пройти за каждого из них. За Хищника — это традиционный action-шутер. За Чужого — это stealth-шутер, где нужно быть незаметным, подкрадываться поближе, так как можно атаковать только с близкой дистанции. За пехотинца игра превращается в horror-шутер, нужно все время бежать и внимательно смотреть по сторонам.

Counter-Strike (1999)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

Изначально будучи модом Half-Life, эта игра переросла в отдельный мир и чуть ли не затмила оригинал. В том же 1999 году вышли также сетевые шутеры Quake III и Unreal Tournament, однако, в отличие от них, Counter-Strike была не в фантастическом мире, а с приближением к реальности: террористы против контр-террористов, модели оружия не выдуманы, а взяты с реально существующих.

Люди рубились в CS в прямом смысле днями и ночами, да и сейчас рубятся. Вспоминается новость о румынском школьнике, которого скорая помощь увезла прямо из интернет-клуба,- он просидел там 9 дней подряд, играя в КС, и дошел до физического и морального истощения.
В 2004 году вышли продолжения: Counter-Strike: Condition Zero и Counter-Strike: Source.

The Sims (2000)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

Ни много ни мало, а сама продаваемая игра для PC — 16 миллионов копий (кстати, на втором месте The Sims 2 c 13 миллионами). Компания Maxis, создавшая в 1989 году знаменитый SimCity, а потом и целую уйму самых разных Sim’ов (SimFarm, SimGolf, SimPark и т. д.), дошла до самой увлекательной идеи — виртуальная человеческая жизнь.

И многие проводили время, занимаясь больше своей виртуальной жизнью, чем реальной — управляли семьей, ходили на работу, общались, повышали навыки, даже ходили в туалет — в общем, это уже были не просто тамагочи, а целый мир, проработанный, похожий на реальный, и с выходом второй и третьей части The Sims этот мир стал еще больше и правдоподобнее.

Hitman: Codename 47 (2000)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

Современный киллер — странно, что этого героя реализовали в играх так поздно, даже судя по истории киноиндустрии, этой герой всегда был очень популярен. У нас уже была масса интересных персонажей: принц Персии, крутой парень Дюк Нюкем, неудачник Роджер Вилко, умный доктор Фримен, бесшумный и крадущийся Гаррет, и даже была Лара Крофт, а Агента 47 придумали только в 2000 году.

Не так уж много на тот момент было подобных игр — stealth-шутер от третьего лица (впрочем, в продолжениях можно было и от первого лица поиграть). Разные способы прохождения, нелинейные уровни, разведка территории, переодевание, незаметность — в шкуре убийцы захотели побывать многие (звучит страшно) и игра стала настолько популярной, что в 2000-х вышло еще три части, а в 2007 году вышел фильм по мотивам игры.

Vampire: The Masquerade — Redemption (2000)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

Тема вампиров всегда была популярна — доказательством тому масса книг и фильмов. Рано или поздно она должна была воплотиться и в компьютерных играх. Одним из воплощений стала эта action-RPG с видом от третьего лица.
Средневековая Европа, управление несколькими персонажами в группе, оригинальная ролевая система и конечно вампирская атрибутика и атмосфера. В 2004 году вышло продолжение — Vampire: The Masquerade — Bloodlines.

Diablo II (2000)

ИгроФрешер - Лучшие игры 90-х

Закончу своей любимой игрой, да и вышла она в конце десятилетия, на стыке двух веков и даже тысячелетий. Вторая часть на порядок превзошла первую — нам дали возможность выбирать из 7 персонажей и сделали дерево умений, что породило сотни страниц стратегий развития персонажа, теперь внутри класса были возможны несколько специализаций. Было придумано множество «фишек»: уникальные наборы вещей, руны, драгоценные камни, чармы, сокеты, Horadric Cube, необычная система сохранений, наемники, акты в разных местностях.

Игра пройдена фанатами вдоль и поперек, разными персонажами, на hell и hardcore, с дуэлями, «паровозами» и забегами на боссов, лично я уже не могу видеть этих дикобразов в первом акте, когда в очередной раз начинаешь игру за подзабытого персонажа :) Мы давным-давно ждем третью часть, и все ближе момент, когда она выйдет.

В том же 2000 году вышла хорошая ролевая игра Nox от компании Westwood с красивой графикой и также нацеленностью на action. К сожалению, она не была оценена по достоинству, так в ней было мало оригинального — она была похожа и на Diablo, и на Baldur’s Gate — к моменту выхода Nox в первый Baldur’s Gate уже играли, а одновременно с Nox вышла вторая часть Diablo, ее ждали и она по многим параметрам затмила Nox.
Diablo и ролевые игры в целом в чем-то похожи на жизнь: мы так же получаем опыт, новые умения, а жизнь подкидывает нам новые «квесты», и мы переходим на новые, более сложные уровни.

Об игровых компаниях тех времен

Нужно признать, что я все-таки геймер 90-х — тогда я читал игровые журналы от корки до корки и играл в массу игр. В 2000-х у меня стало меньше свободного времени — после школы и института начались трудовые будни, также сказалось, наверное, что я повзрослел, да и нынешние игры мне кажутся менее интересными (графика на высоте, а атмосфера пропала) — правда, о прошлом часто так говорят — «трава была зеленее, борщ наваристее» и т. п. :)

В 90-е была много талантливых игровых компаний, как жаль, что до нынешних времен дожили единицы. Я говорю, конечно, о компаниях-разработчиках, а не об издателях. Разносторонняя Westwood Studios, которая умудрялась делать успешные игры в разных жанрах — и стратегии, и RPG, и квесты. Масштабная Origin Systems, которая во многих играх полностью оправдывала свой слоган — «We create worlds». Оригинальная Bullfrog Productions, которая радовала нас необычными идеями чуть ли не в каждой своей новой игре. MicroProse, ставшая одним из «отцом» стратегии и придумавшая столько идей в жанре, что хватило бы с лихвой на несколько компаний. Black Isle Studios, умудрившаяся создать несколько культовых ролевых игр. New World Computing, которая породила мир Might and Magic, и, конечно, «Героев». Sierra On-Line, сделавшая большую часть всех квестов 90-х (жаль, что этот жанр сейчас малопопулярен). Sir-Tech, подарившая нам классику ролевого жанра Wizardry и классику тактического жанра Jagged Alliance. Looking Glass Studios, сделавшая Thief, System Shock и Ultima Underworld.
 

Tags: Компьютер, Это было
Subscribe
promo stomaster november 13, 2017 20:03 113
Buy for 50 tokens
Кубок Чемпионата Мира побывает всего в 25 городах России. Посмотреть, повезло ли вам и будет ли ваш город посещать Кубок, можно здесь. В Саратове кубок провел 5 дней - со второго по шестое ноября, и все желающие могли с ним сфотографироваться и просто потусить))) Были конкурсы, пара местных…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments