stomaster (stomaster) wrote,
stomaster
stomaster

Categories:

Малахит

Бриллианты - история
Урал

Урал,  места, о которых писал в своих сказах П.П.Бажов. Полевая (ныне г. Полевской), Гумешки, Азов-гора - всё это он, сказочный Урал. Где-то здесь скакал олень - Серебряное копытце, Данила-мастер вырезал свой Каменный цветок для Хозяйки Медной горы, а уж как было интересно читать про сокровища Малахитовой шкатулки! И всё это было где-то здесь, рядом... 

                

     
              
   Множество изделий из этого красивого камня хранится в Эрмитаже, в музее Горного института в Санкт-Петербурге. Теперь на Урале малахита почти не осталось, хотя поделки из него достаточно часто встречаются в ювелирных и сувенирных отделах, особенно на Урале, но они довольно дорогие.

Малахитовая шкатулка из собраний Горного института, Санкт-Петербург.
            

                     
  Малахит - один из красивейших минералов. Его окраска богата оттенками - вся палитра зеленых тонов от светло-зеленого с голубизной (бирюзового) до густого темно-зеленого цвета ("плисового"). Название минерал получил, вероятно, за зеленую окраску, напоминающую цвет листьев мальвы (греч. malache - мальва), либо за небольшую твердость (греч. malakos- мягкий). Окраска его объясняется присутствием иона меди: оксида меди в малахите содержится до 72%. Кристаллы малахита крайне редки (весьма ценятся коллекционерами), чаще малахит встречается в виде землистых выделений и плотных натечных образований. 
                  


Различают два основных поделочных вида камня - радиально-лучистый и плотный. Первый за сходство с некогда распространенным хлопчатобумажным бархатом - плисом - назвали плисовым. Второй за кажущуюся однородность и холодный, чуть с синевой, зеленый цвет - бирюзовым. Более декоративную его разновидность выделили как узорчатый. Плотный малахит, несмотря на его кавернозность, чрезвычайно ценный поделочный камень. 

                  


   Внутри малахит сложен радиально расходящимися волокнами из грубых и крупных, вплоть до очень мелких чешуек. Радиально-лучистый рисунок часто совмещен с концентрически-полосчатой (зональной) окраской. Нередко загрязнен различными примесями, что снижает его декоративные качества, и, наоборот - богат включениями, придающими ему еще большую декоративность. 

                  

              
 Благодаря небольшой твердости  малахит легко обрабатывается: быстро режется, хорошо шлифуется и полируется, в руках умелого мастера принимает самую высокую зеркальную полировку. Обработанная поверхность непрочна - постепенно тускнеет и нуждается в обновлении. Необработанному малахиту присущ слабый стеклянный блеск, но на свежем изломе и в прожилках блеск у него часто шелковистый. Малахит чувствителен к нагреванию и неустойчив по отношению к кислотам, аммиаку. Натечные формы малахита возникают в карстовых пещерах и полостях рудоносных известняков, куда фильтруются воды с бикарбонатом меди.    

          

       
   Малахит издавна привлекал внимание людей. С неолита вплоть до железного века, он был камнем ремесленников: краскотеров и красильщиков, стеклодувов, живописцев, плавильщиков (выплавляли медь). Иногда его использовали в качестве бесхитростных украшений и простых поделок. Самой ранней малахитовой поделке 10500 лет! Это скромная, простой овальной формы подвеска, найденная в одном из погребений неолитического могильника в долине Шанидар (Северный Ирак). В те времена в нем ценилась не красота, а польза.   В античное время стали ценить в малахите редкость и красоту, неповторимость рисунка и своеобразие цвета. Малахит стал материалом художника, а создаваемые в нем формы - предметом вожделения знати. Древние греки украшали малахитом нарядные здания и залы. В Древнем Египте из малахита, добываемого на Синайском полуострове, изготовляли камеи, амулеты и украшения. Его использовали даже для подведения глаз (в виде порошка).   

                     


Средневековью досталось лишь прошлое малахита, и европейская культура осваивала его через книжные традиции, питаясь отголосками былого его великолепия, легендами и преданиями, дошедшими от античного мира, и еще более смешав правду с вымыслом, сделала малахит амулетом, талисманом, наделив его особым потаенным миром, скрытым смыслом. По суеверию, распространенному в средневековой Европе, амулет в форме креста способствовал облегчению родов; зеленый цвет камня - символ жизни и роста. 

                   


    Примеры показывают, что на пестром и нетребовательном рынке средневековых амулетов малахит, недорогой камень, был достаточно популярен. Верили, что кусочек малахита, прикрепленный к детской колыбели, отгоняет злых духов, осененный этим камнем ребенок спит крепко, спокойно, без неприятных сновидений. В некоторых районах Германии малахит разделял с бирюзой репутацию камня, предохраняющего от падения с высоты (всадника с лошади, строителя с лесов и т.п.); он будто бы обладал способностью предвидеть беду - в преддверии несчастья раскалывался на куски. Практический опыт средневековых рудокопов знал малахит как поисковый признак окисленных медных руд и богатых скоплений металла в медистых песчаниках.

                     


Однако подлинную известность этот минерал получил после открытия крупных месторождений малахита в конце XVIII в. на Урале (ранее уральский малахит использовался только для выплавки меди). В XIX в. на Медноруднянском и Гумишевском рудниках малахит стали добывать в большом количестве (до 80 т ежегодно). XIX век стал золотым веком для малахита. Центр его культуры переместился в Россию, где он нашел себя с равным успехом в технологиях, в научном знании, в искусстве - от малых до монументальных форм. Малахит становится модным среди знати, о нем заговорили, им украшали минеральные кабинеты России и Европы.

Малахитовая ваза из собрания Абамелик-Лазаревой, музей Горного института 
в Санкт-Петербурге. 

            


В конце XVIII  в. - начале XIX в. богатыми коллекциями уральского малахита располагали многие минералконце XVIII ьные кабинеты: лучшими - кабинет Екатерины II в Зимнем дворце, кабинеты ученых-естествоиспытателей П.С.Палласа, И.И.Лепехина, посетивших месторождения малахита на Среднем Урале; крупнейшей коллекцией малахита, оставившей далеко позади все прочие, владел граф Н.П.Румянцев (рассказывают, что в войну 1812 года ее разыскивал Наполеон, мечтавший вывезти румянцевский малахит во Францию)...

   Полированная глыба малахита, музей Горного института в Санкт-Петербурге
                   


Особой достопримечательностью были малахитовые гиганты. Среди наиболее примечательных - два монолита музея Горного института в Санкт-Петербурге. Один весом 1,5 тонны (96 пудов) был передан сюда Екатериной II в 1789 году. Ей же в свою очередь его преподнесли наследники А. Ф. Турчанинова, владельцы Гумешевского рудника близ города Полевской ( моя родина!) , как обломок монолита, весившего 2,7 тонны (170 пудов). Этот "осколочек" оценивался тогда в 100000 рублей. В конце 20-х годов XIX века при очень высоких ценах на малахит и высоком потребительском спросе, камень стал символом богатства, знаком социального отличия. Иметь вещи из малахита становится правилом хорошего тона.

         


Квинтэссенцией соперничества за обладание наиболее престижной формой из малахита стал перенос этого камня из сферы малых "прикладных" в колоссальные вещи дворцового назначения и архитектурно-декоративное убранство. Первым значительным явлением петербургской монументальной антологии малахита стала мозаичная отделка четырехколонного парадного зала дома П.Н.Демидова. С 1838 года императорский дом начинает соревнование с Демидовыми в размерах малахитовой роскоши.




   Демидовский зал послужил прототипом еще более роскошного убранства Золотой гостиной императрицы в Зимнем дворце. Облицовка малахитом пилястр, колонн, каминов дала ей название Малахитовой. Создавалась она в 1838-1839 годах по проекту А.П.Брюллова мастерами-малахитчиками Петергофской гранильной фабрики и "Английского магазина Никольс и Плинке". Этой подлинной жемчужиной Эрмитажа завершаются тридцатые годы истории русского малахита.




 Малахитовый зал отделан по проекту архитектора А.П. Брюллова в 1839 году. Все колонны, пилястры и камины зала облицованы уральским малахитом. Обработка камня велась на Петергофской гранильной фабрике. Бронзовые базы и капители колонн и пилястр, резные деревянные двери, рамы зеркал, лепка сложного орнамента, покрывающая потолок, - все это вызолочено червонным золотом. Сочетание интенсивных зеленых тонов малахита с золотом определяет парадное звучание интерьера. 




   Но Малахитовый зал интересен не только как памятник русской архитектуры и камнерезного мастерства. Он связан с историческими днями 1917 года. С июля 1917года в нем проходили заседания кабинета министров Временного правительства. В ночь с 25-го на 26-е октября (7-8 ноября) 1917 года революционные рабочие , солдаты и матросы штурмом овладели Зимним дворцом, прошли через малахитовый зал и в соседнем с ним помещении Малой столовой арестовали членов контрреволюционного Временного правительства.

Малахитовая ротонда, Эрмитаж



Неподалеку от Малахитовой гостиной красуется еще один малахитовый шедевр— ротонда (круглая в плане постройка, увенчанная куполом). Желая добиться расположения Николая I, Демидов решил преподнести ему подарок. С этой целью он сделал исключительно дорогостоящий заказ
на изготовление ротонды лучшим европейским мастерам, включая парижскую фирму П.Ф. Томира. Стоимость ее по тем временам превышала два миллиона рублей. Вплоть до сего дня этот экспонат — один из самых дорогих в Эрмитаже. 

    Малахитовая ваза-кратер «Медичи». Эрмитаж    


Много изделий из малахита изготовлялось на Екатеринбургской фабрике под руководством Якова Коковина. В 1839 году фабрика купила на Нижнетагильских заводах 46 пудов малахита по 800 рублей за пуд «на делание большой вазы и других малахитовых вещей».  Через три года (в 1842-м) большая малахитовая ваза была готова. Она была выполнена по рисунку И.Гальберга «ленточным» набором. В Петербурге в английском магазине «Никольс и Плинке» для неё изготовили ручки с мужскими головами из золочёной чеканной бронзы. Она является одной из самых красивых и крупных ваз, хранящихся в настоящее время в Эрмитаже. Высота её достигает 184 см. Главное в ней — замечательный подбор камня. Узор, созданный мастерами, естествен и разнообразен. Закономерно чередуясь, тёмные и светлые полосы опоясывают тело вазы. Малахитовый узор напоминает поляну, поросшую свежей изумрудной травой, по которой ветер гонит светло-зелёные волны. Малахитовое дело России за кратчайший срок обрело всемирное признание.
                                      


  Россия стала законодательницей мод во всем, что касалось малахита. Русские мастера изумляли мир масштабами, совершенством своих работ, глубиной художественного видения и восприятия малахита. Русскими умельцами был разработан особый способ изготовления изделий из малахита, называемый "русская мозаика", при котором куски малахита распиливались на тонкие пластины, и из них подбирался рисунок, наклеиваемый на металл или мрамор. Все, что сделано из малахита - от шкатулок до ваз и колонн, тщательно подобрано из тонких небольших плиток. Тысячи пудов камня пропустили руки мастеровых, прежде чем разрозненные плитки слились в великолепный единый узор, создавая впечатление монолитности изделия. 
             

     
Середина XIX в. - триумф малахита и вместе с тем последний яркий этап его истории. В этот период завершаются малахитовые убранства (колонны) Исаакиевского собора в Петербурге, заканчивается работа над малахитовым камином и пилястрами Большого Кремлевского дворца в Москве. 1851 год - триумфальный парад русского малахита на первой Всемирной выставке в Лондоне. 

                     

                    
С конца XIX века малахит утратил былую славу камня власть имущих. В мелких изделиях он стал доступен среднему сословию, а в монументальных изделиях он выступал пусть дорогим, но все же поделочным камнем, тем самым малахит оказался низложен с аристократического рынка роскоши. С 60-х годов обработка малахита становится преимущественно делом уральского кустарного промысла. Столичные мастерские обращаются к малахиту все реже и, наконец, совсем сворачивают его обработку. А на отходах огромной добычи первой половины XIX века стала развиваться целая отрасль русского технологического малахита - производство малахитовой краски. А. Е. Ферсман пишет, что "...до революции в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле можно было видеть крыши многих особняков, окрашенные малахитом в красивый синевато-зеленый цвет". 

         

       
В XX веке интерес к малахиту переместился в сферу научного исследования. С его изучением совершенствуется знание процессов возникновения медных и железомедных месторождений различного типа, формулируется ряд законов онтогении минералов, закладываются основы технологии синтеза малахита.                     
   Малахит, как и прежде, любим коллекционерами. Как поделочный камень он редок и осваивается лишь в малых формах художниками-ювелирами. Из него делают мелкие кабинетные украшения, шкатулки или подставки для подсвечников, часов, пепельницы и небольшие фигурки.
А бусы, броши, перстни, кулоны из малахита ценятся наравне с полудрагоценными камнями и пользуются большим спросом. 

             


К сожалению, после многих лет непрерывной добычи малахита известные месторождения Урала - Меднорудянское и Гумешевское - практически полностью выработаны. Открыты крупные месторождения малахита в Заире (Колвези), на юге Австралии, Чили, Зимбабве, Намибии, США (шт. Аризона), однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных месторождений не может сравниться с уральским. В связи с этим малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке. 

Источник: http://www.fmm.ru/gems/malachite, http://images.yandex.ru, http://www.catalogmineralov.ru

Tags: Творчество
Subscribe
promo stomaster ноябрь 13, 2017 20:03 113
Buy for 50 tokens
Кубок Чемпионата Мира побывает всего в 25 городах России. Посмотреть, повезло ли вам и будет ли ваш город посещать Кубок, можно здесь. В Саратове кубок провел 5 дней - со второго по шестое ноября, и все желающие могли с ним сфотографироваться и просто потусить))) Были конкурсы, пара местных…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments